Как произошла авария в Чернобыле
До приезда в Чернобыль я никогда не никогда не спрашивал о причине аварии.
Я представлял себе какой-то критической сбой в работе системы, и я хорошо помню черный юмор по этому поводу: «А для чего эта кнопка?». К сожалению, именно эта шутка оказалась очень близка к правде. В статье Бориса Горбачева, написанной в 2003 году, указывались причины аварии, и цитировались объяснения руководства завода, которые явно свидетельствовали о недостатке внимательности работников:
«- Можешь представить себе оператора, сидящего на контрольной панели? Панели с кнопками, тумблерами..
– Как это возможно?..
– Вот так это и было. Он именно сел. Сел на контрольную панель. Без шуток.»
Главный виновник – это невероятное сочетание халатности и высокомерия.
Руководители завода были политическими ставленниками без опыта работы в ядерной энергетике. Дисциплина среди работников завода была слабой; перед аварией было множество отчетов персонала о пьянстве и прогулах на сменах. Конструкция завода была спроектирована без учета достаточной безопасности и дополнительных защитных мер. А там, где конструкции были правильными, строительные материалы были либо непредназначенными для таких целей, либо были разворованы в процессе строительства.
Эта авария произошла во время эксперимента, запланированного протестировать потенциальную опасность в случае чрезвычайной ситуации с охлаждением ядра реактора. Я упрощаю, но эксперимент в основном заключался в проверке того, что случится, если все главное питание отключится, и система безопасности также останется без питания. Охлаждающая система реактора будет отключена и стержни реактора начнут опасно нагреваться, но в теории инерция реакторных турбин, до их полной остановки, сможет сгенерировать достаточно энергии для питания отключенной системы охлаждения.
Это сродни тому, как снять с больного аппарат искусственного дыхания и посмотреть, как надолго он сможет задержать дыхание до того, как вы снова подключите его к аппарату. Ядро реактора стремительно разогрелось и, в конечном счете, неправильная кнопка действительно была нажата.
В 01:23:40 часов 25-го Апреля 1986 года, как было зафиксировано центральной контрольной системой, ЕПС-5 кнопка (также известная как АЗ-5 кнопка) была нажата и был запущен режим аварийного отключения энергии. Причина, по которой кнопка была нажата, неизвестна, но какой бы она ни была, одно нажатие этой кнопки приводит к вводу контрольных стрежней в ядро реактора.. В теории стержни должны нейтрализовать ядерную реакцию в ядре и снизить температуру.
Окружающая среда вокруг стрежней в момент их ввода была настолько горячей, что наконечники расплавились до попадания в ядро и перекрыли проход для завершения ввода. В этот момент все надежды на благоприятное истечение ситуации были утеряны.
Если бы сначала активировали внештатную систему охлаждения, то температуру ядра можно было бы снизить достаточно для полного ввода стержней. Без введения стержней ядерная реакция нарастала, температура продолжала увеличиваться и какое-то время спустя взрывом паром сорвало крышу реактора № 4. Через несколько секунд после этого другой взрыв (технически ядерный взрыв) выбросил радиоактивные элементы в небо.
Герои- пожарники Чернобыля
Ответная реакция на это событие была героической. Многие работники станции отдали свои жизни, чтобы погасить реактор, прекрасно осознавая радиационные риски. Сразу же после аварии прибыли пожарники с целью попытаться погасить огонь. Вероятно, именно их усилия помогли избежать дальнейших взрывов, которые могли бы привести к гораздо большим выбросам радиоактивных веществ в воздух. В течение трех недель большинство из них умерло в палатах интенсивной терапии в Москве.
Григорий Хмель: «Мы прибыли туда в 10 или 15 минут второго утра.. Мы видели графит, разбросанный вокруг. Миша спросил: «Это графит?» Я отпихнул графит ногой. Но один из пожарников в другой бригаде поднял его. «Горячо»,- сказал он. Куски графита были разных размеров, некоторые большие, некоторые маленькие настолько, что можно поднять.. Мы не много знали о радиации. Даже те, кто работал там, не имели представления. В пожарных машинах не осталось воды. Миша наполнил цистерну и мы направили воду на верх. Затем эти ребята умерли, когда поднялись на крышу – Ващик Коля и другие и Володя Правик… Они поднялись по лестнице… и я больше никогда их не видел.»
Анатолий Захаров: «Я помню, шутил с другими: «Там должно быть невероятное количество радиации. Мы будем счастливчиками, если мы доживем до утра». Конечно, мы знали! Если бы мы следовали инструкциям, мы никогда бы и близко не подошли к реакторам. Но это была наша моральная обязанность – наш долг. Мы были, как камикадзе».
Я посетил могилы первых 28 жертв Чернобыля, пожарников и рабочих, которые сражались за контроль над огнем и гашение реактора.
Когда приехал на Митинское кладбище в Москве, где они захоронены, было уже 2 часа дня и темнело. Все 28 могил были покрыты льдом и снегом. Я разломал ледовый кокон и обнаружил старые цветы под снегом. Каждое надгробие открывалось высеченным в камне лицом, смотревшим на меня из ледяного холода.
- Chernobyl Memorial, Mitino Cemetery Moscow, Jan Smith 2011
Русский: часть 1 / часть 2 / часть 3 / часть 4 / часть 5 / часть 6
English: Link to Chapter 1 / Link to Chapter 3 / Link to Chapter 4 / Link to Chapter 5 /Link to Chapter 6
See Pripyat 25 Years Later: Complete Gallery
COMPLETE GALLERY/GALERIA ONLINE: http://www.smithjan.com/pripyat.html